15/09/11 О Шопене, розовых домиках и зеленых человечках. Санкт-Петербургские ведомости.
Выпуск № 173 от 15.09.2011
О Шопене, розовых домиках и зеленых человечках
В музее современного искусства состоялся урок арт-терапии
Елена ПУШКОВА
Как часто мы любуемся красотой утреннего Петербурга? Ходим по музеям, слушаем музыку и набрасываем потом на листок свои впечатления? Часто или нет – не важно. Важно, что это доступно нам в любой момент. Но есть люди, для которых все вышеперечисленное – праздник. Редкий, удивительный и долгожданный.
В рисунках ребят из приозерского интерната – жизнелюбие и оптимизм.Такой праздник устроил ребятам из приозерского интерната для детей с отклонениями в умственном развитии благотворительный фонд «Время помогать». С начала года воспитанники интерната регулярно ездили в Русский музей и не только рассматривали картины, но и рисовали сами под руководством преподавателей из творческих мастерских. Своеобразным итогом арт-терапии стала благотворительная выставка работ, проходившая в начале сентября в музее современного искусства «Эрарта». В один из дней в галерее побывали и ребята. А еще для них был проведен мастер-класс «Создай свой мир».
...Дожидаясь приезда детей, я хожу по залу и рассматриваю их рисунки. Где-то маленький в природе цветок – на весь альбомный лист, а где-то рыжий осенний лес – в самом уголке; где-то просто «точка, точка, запятая», а где-то целый портрет. Красный, зеленый, оранжевый цвета – ребята рисуют сочными, яркими, теплыми красками. Черно-серых мрачных оттенков почти нет. Что это – оптимизм и жизнелюбие, сохранившиеся в детях, несмотря ни на что, или своеобразная мечта о «детском рае»?
Ребята заходят в зал вместе с директором фонда «Время помогать» Оксаной Румянцевой и художником Русского музея Марией Михельсон. Непривычно тихие, вежливые и чуткие. Мария достает из пакета новые рисунки и раздает их авторам – детям предстоит придумать названия для своих картин. Ребята вместе переходят от одного стенда к другому, развешивают свои работы и наперебой предлагают разные варианты названий.
– А это что, как вы думаете? – спрашивает Мария, указывая на очередной рисунок.
– Царица! – тут же выстреливает кто-то.
– А это что? А это? Это?..
Дети, обступив свою преподавательницу, ласково теребят ее волосы, дотрагиваются до рук. С приветливым удивлением смотрят на мой «стеклянный глаз» – фотоаппарат. Я осторожно рассматриваю в объектив ребят: как они отнесутся к яркой вспышке? Девочке в зеленом свитере, которая, улыбаясь, рассматривает меня по ту сторону объектива, предлагаю:
– Хочешь, сфотографирую?
Радостный кивок. И в следующие несколько минут от клиентов нет отбоя – все хотят сфотографироваться рядом с рисунками, тащат сниматься своих товарищей, а потом, улыбаясь, рассматривают себя на кадрах.
В зале по соседству кто-то играет на рояле.
– Давайте теперь послушаем музыку, а потом нарисуем ее! – предлагает Оксана.
Мы заходим в зал. Дети занимают места на креслах вокруг белого рояля, за которым сидит пианистка. Она предлагает послушать Шопена. Пальцы опускаются на черно-белые клавиши – концерт начинается. Поразительно, с каким напряжением и чутким вниманием вслушиваются дети в прекрасные звуки. В их глазах восхищение. Как будто они действительно ищут в музыке сюжеты для новых картин.
Я незаметно навожу объектив на мальчика, сидящего недалеко от рояля. Его лицо особенно выразительно и взволнованно-печально. Подняв на меня глаза, он тихонько мотает головой. Может, показалось? Но я опускаю фотоаппарат.
Музыка смолкает. Дети аплодируют и наперебой благодарят исполнительницу. А она подзывает самых маленьких и любознательных к роялю. Дети заглядывают под белоснежную лакированную крышку и удивляются тому, как маленькие деревянные молоточки бьют по струнам, создавая ту самую музыку, которой они так заслушивались минуту назад.
Под впечатлениями от услышанного работа спорится. Ребята рассаживаются в круг, берут разноцветные фломастеры и смело начинают рисовать. Светловолосый малыш с гордостью демонстрирует мне домик, деревце и облака – все розовое. Спрашивает, нравится ли мне.
– Очень красиво. Только вот чего-то не хватает... Может, тебе здесь еще зеленого кота нарисовать? – предлагаю я.
Мальчик смотрит на меня с сомнением, но все же берет в руки маркер. Через минуту рядом с домиком появляется маленькая зеленая фигурка, весьма напоминающая человека.
– Неужели это кот?
– Да нет же... это я! – объясняет маленький художник.
Оксана и Маша в отличие от меня не пытаются давать детям советы, но похвалами и комплиментами награждают их в полной мере. «Здорово! Как красиво! Замечательно!» – здесь и радость, и гордость за своих воспитанников. Новые картины занимают свое законное место на стендах, но перед этим Маша не забывает написать на каждой работе имя ее создателя.
К приходу преподавателей из Русского музея «творческий разогрев» уже позади. Начинается мастер-класс. Художницы Мария Небесная и Евгения Исаева раздают детям разноцветные шуршащие свитки бумаги и блестящей фольги. Преподавательницы поясняют: сегодняшний мастер-класс посвящен Венеции, в которой каждый год проходит карнавал. И каждому предстоит сделать себе самую настоящую карнавальную маску.
Дети вырезают из глянцевой бумаги звездочки, ромбики и сердечки, приделывают бахрому, мастерят блестящие палочки.
Увидев, что кое-кто уже смастерил себе маску и отдыхает, подсаживаюсь к ребятам.
– Как тебя зовут? – обратилась я к той самой девочке в зеленом свитере, которая первой попала в мой объектив.
– Таня.
– А ты знаешь, что такое интервью?
Таня помотала головой. Задав несколько вопросов, я узнала, что сегодняшний день и мастер-класс очень ей понравились, а в прошлый раз они рисовали картины. Как только возникла пауза, девочка, улыбаясь, предложила.
– А давай теперь я буду спрашивать?
И уже мне пришлось отвечать на ее вопросы...
Тем временем почти все дети доделали свои маски, а взрослые помогали оставшимся. Я решила внести свою лепту и стала мастерить палочку для маски девочке, робко сидевшей с краю.
– Никогда раньше не делала таких масок, – простодушно призналась я.
– Правда не делали? – изумилась та.
– Ну... как-то не пришлось.
– Жаль. У вас бы получилось, – обнадежила меня моя собеседница и стала вырезать из фольги звездочку.
– У тебя тоже хорошо получается.
– Ничего у меня не получается! – внезапно сказала она с досадой. – Я ведь сама даже эту палочку обернуть не смогу.
Фраза прозвучала неожиданным диссонансом на этом светлом празднике.
– Ну... если стараться, то все получится
– Думаете?..
Первую арт-терапию благотворительный фонд «Время помогать» провел в 2007 году для воспитанников ломоносовского дома ребенка. Потом добавилась гатчинская школа-интернат. А в 2011-м, когда фонд начал сотрудничать с Русским музеем, к занятиям подключились ребята и из приозерского детского дома. И оказалось, что многие детдомовцы не то чтобы первый раз побывали в музее, а впервые увидели Санкт-Петербург...
– Это особые дети, – объясняет Оксана Румянцева. – И для них никакие программы не предусмотрены. Согласно идеи арт-терапии, ребята должны понять, что то, что они создают, – важно. Вначале они ходили по музею, смотрели другие картины, а тут – видят свои, и это как-то повышает в них самооценку: ведь были просто созерцателями, а стали творцами.
По мнению Оксаны, для достижения эффекта надо проводить такие сеансы арт-терапии раз в неделю. Но будут ли они проводиться дальше, пока неизвестно.
– На каждый такой проект нужно порядка 100 – 150 тысяч рублей, – с грустью говорит Оксана, – мало кто готов выделить такие средства. Поэтому мы постоянно ищем благотворителей. И, конечно, очень жаль, что на сегодняшнюю акцию откликнулись мало волонтеров. Вообще у нас их около сорока, но не все готовы помогать таким детям. В людях возникает какой-то барьер... Хотя я бы не сказала, что с этими детьми тяжелее. Да, им постоянно нужна помощь, но она нужна не только им. Эти проекты нужны и нам, обычным людям, чтобы, общаясь с такими детьми, поучиться у них чуткости, доброте и тяге к прекрасному. Нам многое дано, но мы это не ценим. Почему? Наверное, и мы нуждаемся в своеобразной терапии. Терапии милосердия.
ФОТО АВТОРА